Владимир ДВОРЕЦКИЙ... (dtzkyyy) wrote,
Владимир ДВОРЕЦКИЙ...
dtzkyyy

Categories:

293. Subjects в византийской переписке…


В
IV томе «бриллиантовского» издания «Истории древней Церкви» автор ее, В.В. БОЛОТОВ рассказывая о так называемом «несторианском споре» (крайне интересном и важном в истории многочисленных богословских споров, изложение содержания которых, к сожалению, не вписывается в формат моего ЖЖ), - приводит хронологию их, в которой обращают на себя внимание заголовки писем византийских епископов, обменивавшихся посланиями, напоминающие современные subjects к нашим е-мейлам или tags к постам наших ЖЖ. Поскольку некоторые византийские subjects/tags не были переведены БОЛОТОВЫМ, переводим их мы с моим греко-финским другом Владиславом, дай ему Бог здоровья.  

*** 

Итак, согласно болотовской хронологии, 24 декабря 427 года умирает константинопольский епископ Сисиний и через три с небольшим месяца на его место хиротонисают героя нашего повествования «антиохийца» Нестория. Зимой 428 года в Константинополе начинается смута, в которую, как масла в огонь, подливает свт. Кирилл Александрийский своим пасхальным посланием с subject’ом «Οι την ευφυα» [«Те, кто красоту»], начиная свою полемику против несторианства. Летом 430-го свт. Кирилл пишет послание к египетским монахам с subject’ом «Άφίκοντο» [«Они пришли»] – , а затем – свое послание к Несторию с subject’ом «Άνδρες αιδέσιμοι» [«Мужи, внушающие уважение»], а второе послание к нему снабжает subject’ом «Καταφλυαρουσι μεν» «На меня клевещут»Болтают»]. Несторий отвечает свт. Кириллу под subject’ом «Τας μεν καθ’ ημων υβρεις» «Прощаю твои обиды”» [«Нанесенные нам обиды»]. Тем временем еще один участник споров Келестин публично осуждает учение Нестория на Римском соборе. По поводу назревшей проблемы созывается Ефесский собор, а свт. Кирилл из Александрии пишет третье свое послание Несторию с subject’ом «Του Σωτηρος ημων» [«Спасителя нашего»] (с анафематизмами), которое вручается Несторию. 

Потом события развиваются бурно. Несторий продолжает читать свои зловредные проповеди, а на первом заседании Ефесского собора его низлагают. Однако и у его оппонентов возникают «временные трудности», поскольку их сначала тоже низлагают, потом снова «признают законными», потом отправляют под стражу, а Нестория – «на покой». Константинопольским епископом становится Максимиан, свт. Кирилл из-под стражи возвращается в свою Александрию и пишет оттуда епископу антиохийскому Иоанну примирительное послание с subject’ом «Ευφραινέσθωσαν οι ουρανοί» «Да возвеселятся небеса»… 

Даже по subject’ам видно, насколько интересно развивалась более полутора тысяч лет назад основополагающая дискуссия на предмет отношения к несторианству. Намного интереснее читать подробности ее, изложенные В.В. БОЛОТОВЫМ так, что иногда кажется при чтении: 1) что он сам сидел там и стенографировал; и 2) что он, умерший в начале XX века, великолепно представлял, что могло произойти (и действительно произошло!) на его родине…

Примечание: Выделенные полужирным шрифтом переводы subject'ов сделаны В.В. БОЛОТОВЫМ. Выделенные красным - моим другом.

Tags: все как у нас, давненько не брал я в руки шашек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments